С начала двухтысячных наша страна принимает участие в международных программах исследования качества образования. Повышение места России в подобных рейтингах стало одной из целей национального проекта «Образование».
С конца ХХ века — времени развития международных организаций и институций и появления мировых сопоставительных исследований — Россия участвует в измерениях качества образования. Эти исследования используют для оценки эффективности образовательных систем в разных странах и для изменения и улучшения на основе полученных результатов самого образования. Проводят их более чем в ста странах разные международные организации, в России их локализует Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования.
В 2022 году в России пройдет очередной этап самого масштабного из международных исследований — PISA (Programme for International Student Assessment).
PISA (Programme for International Student Assessment) — это международное исследование по оценке образовательных достижений обучающихся. В исследовании принимают участие 15-летние школьники. PISA оценивает то, насколько учащиеся подготовлены к современной жизни, к продолжению обучения после окончания школы.
Каждые три года оно тестирует у школьников и студентов колледжей старше 15 лет (но не старше 16 лет и 2 месяцев) уровень знаний и умение практически их применять. PISA, разработанную в 1997 году, проводят с 2000 года, а трехлетний цикл сбился лишь однажды: исследование 2021 года из-за ковида сдвинулось на год.
Качество образования PISA изучает по четырём основным направлениям: читательская, математическая, естественно-научная и компьютерная грамотности.
PISA не проверяет знание теоремы Пифагора и не ждет от учеников определения закона Авогадро. Напротив, школьникам предлагают интересные практические задания, которые могут показать знание сразу нескольких дисциплин, умение мыслить и применять знания на практике.
ЧОУ «Аметист» в PISA
Весной 2022 года пройдет основной этап международного сравнительного исследования PISA 2022.
Московская область вошла в число 43 регионов Российской Федерации, которые примут участие в этом исследовании.
ЧОУ «Аметист» одна из школ Московской области, которая стала участниками исследования.
В подмосковных школах пройдут двухчасовое тестирование, оценивающее читательскую, математическую, естественнонаучную грамотность и креативное мышление. Школьникам, отобранным для прохождения исследования, необходимо принять участие и в анкетировании. Анкета включает вопросы о жизненном опыте учащихся и их отношении к образовательному процессу. В анкету также включены вопросы по финансовой грамотности и об использовании ИКТ.
Исследование проводится на компьютерах, разделено на этапы, между которыми предусмотрены перерывы.
Администрация школ также пройдет анкетирование, в ходе которого соберется контекстная информация об особенностях образовательных практик.
Результатом исследования будет сопоставление обобщенных результатов образовательных достижений учащихся, а также условий, в которых они обучаются. Все итоговые данные исследования PISA не отражают персональные результаты участников.
Московская область как самостоятельный регион впервые приняла участие в предыдущем цикле PISA в 2018 году. Результаты исследования показали, что Подмосковные ребята владеют читательской и математической грамотностью на достаточно высоком уровне (26 и 25 место соответственно), по естественнонаучной грамотности Московская область оказалась на 30 месте.
График занятий по подготовке к международному исследованию PISA обучающихся 8, 9 и 10 классов
№ | Дни недели | Класс | Направления | Ответственные |
1 | Понедельник | 8, 9, 10 | Глобальные компетенции | Мельникова М.В. |
2 | Вторник | 8, 9, 10 | Креативное мышление | Баранова А.А. |
3 | Среда | 9, 10 | Математическая грамотность (повышенный уровень) | Домрачева Е.В. |
4 |
Четверг | 9, 10 | Читательская грамотность (повышенный уровень) | Кирюшенкова Е.А. |
8, 9, 10 | Естественнонаучная грамотность | Толмачева О.П. | ||
8, 9, 10 | Математическая грамотность | Домрачева Е.В. | ||
5 | Пятница | 8, 9, 10 | Читательская грамотность | Кирюшенкова Е.А. |
8, 9 | Естественнонаучная грамотность (повышенный уровень) | Толмачева О.П., Лебедева-Георгиевская К.Б. |
Ссылки на задания по формированию функциональной грамотности